Крестовые походы – военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток. Совершались они в 1096-1270 годах под знаменем католической церкви. Участники таких походов, представители феодального сословия, ставили перед собой цель завоевать Святые места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, а также Иерусалим и Гроб Господень. Крестоносцами участников этих экпедиций называют потому, что они нашивали на свои одежды кресты.

Верующему человеку может показаться странным, почему вопиющая жестокость, которую проявляли крестоносцы, была оправдана христианской церковью. Все дело в том, что в то время кардинально изменилось отношение к войне. Убийство в религиозных целях стало считаться не грехом, а благим делом во имя христианской веры. Кроме того, сложились некоторые другие предпосылки к совершению крестовых походов: существовала традиция паломничества верующих к Святым местам, а захват в XI веке турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза завоевания Византии спровоцировали католиков на то, чтобы встать на защиту своих святынь. Еще одним стимулом стало тяжелое экономическое положение Западной Европы в то время. Папа Римский обещал участникам крестового похода несметные богатства, которые они смогут найти в Святой Земле. В случае гибели крестоносцам было гарантировано вознесение в рай. Кроме того, они получали полное отпущение грехов, на время похода с них запрещалось взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Всего было предпринято 8 крестовых походов. Первый крестовый поход состоялся в 1096-1099 годах. Его обычно разделяют на два этапа. На первом этапе экспедиция представляла собой толпы вооруженных чем попало крестьян, движущиеся на борьбу против «неверных» мусульман. По пути на восток они грабили и убивали, считая, что им, воинам Божьим, принадлежит любое земное имущество. Однако Малой Азии достигла только половина участников похода, но и те погибли в сражениях с турками. Второй этап начался через полгода, осенью 1096 года, когда рыцарское ополчение из разных частей Европы двинулось в направлении Малой Азии. Первый крестовый поход ознаменовался захватом крестоносцами Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства, границы которого установились окончательно лишь к 1124 году.

Поводом для второго крестового похода послужило взятие сельджуками города Эдессы в 1144 году. Сама экспедиция была начата в 1147 году, но она не принесла ожидаемых результатов. В 1171 году Салах-ад-Дин стал главой государства Египет. Он присоединил Сирию к своей стране и вступил в борьбу с христианами: после нескольких победных сражений и нескольких месяцев осады Иерусалима мусульмане торжествовали. К 1189 году в руках крестоносцев осталось лишь несколько крепостей и два города – Тир и Триполи.

Третий крестовый поход длился с 1189 по 1192 год. В течение этого времени было одержано несколько побед христиан над мусульманами, но исход крестового похода не был знаменательным для католической церкви, потому что Иерусалим по-прежнему оставался в руках мусульман.

Четвертый крестовый поход произошел в 1202-1204 годах. В намерения христиан входило взятие Палестины, которая в то время принадлежала Египту. Однако на ход экспедиции большое влияние оказала Венеция, которая обеспечила католическую церковь своими кораблями на тех условиях, что крестоносцы в уплату за суда двинутся на Византию, которая в то время являлась главным кокурентом Венеции. Под предлогом воссоединения православной и католической церквей под руководством папства крестоносцы вторглись в Византию и завоевали Константинополь. В результате часть византийских земель перешла к Венеции. А на остальной территории было создано новое государство – Латинская империя.

Затем последовала самая запоминающаяся экспедиция, которую историки, однако, не включают в число крестовых походов, – крестовый поход детей. В 1212 году толпы детей из разных концов Европы направились освобождать Иерусалим от «неверных» мусульман. Почему именно дети? После многочисленных неудач участников предыдущих крестовых походов у европейцев возникло убеждение, что раз Господь не дарует победы сильным, он даст ее слабым и невинным. И несмотря на то, что церковь и представители высших сословий были категорически против такой экспедиции, она все-таки состоялась. Однако и этот поход закончился неудачей. Часть детей умерла еще в пути по Европе от голода, холода и болезней, другие юные крестоносцы достигли Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

Пятый крестовый поход датируется 1217-1221 годами. Эта экспедиция началась с неудачи, которую крестоносцы потерпели в Святой Земле. Тогда они решили атаковать Египет, одержали одну победу, но не смогли полностью завоевать государство и были вынуждены заключить мир с мусульманами и покинуть Египет.

Шестой крестовый поход отличается необыкновенной историей. В 1228 году император Фридрих II Штауфен, противник папства, отлученный от церкви, путем переговоров сумел заключить союз с египетским султаном. Более того, в 1229 году он завоевал Иерусалим без единого сражения. Однако по причине отлучения Фридриха от церкви богослужение в Иерусалиме было запрещено. Вскоре император покинул Иерусалим, и в 1224 году египетский султан снова вернул себе город, убив все христианское население в нем.

Седьмой крестовый поход состоялся в 1248-1254 годах по инициативе Франции. Крестоносцы завоевали Дамиетту в Египте, но после вынуждены были сдаться в плен мусульманам. Позднее король был отпущен из плена, он направился в Акру, чтобы ждать подкрепления из Франции. Однако, не дождавшись помощи из своей страны, он уехал на родину.

Восьмой крестовый поход произошел в 1270 году под предводительством того же короля Франции. Но в этот раз крестоносцы направились в Тунис, самое сильное морское государство Средиземноморья. Целью участников экспедиции было завоевание территории Средиземноморья, которое позволит впоследствии совершать походы в Святую Землю и Египет. 18 июня 1270 года крестоносцы высадились в Тунисе, но их лагерь охватила эпидемия, которая стала причиной смерти их предводителя – короля Франции. В итоге крестоносцы вынуждены были отправиться на родину. Палестина постепенно переходила к мусульманам, которые отвоевывали у христиан город за городом. И когда была взята Акра, у крестоносцев уже не осталось шансов вернуть Палестину.

После этого были неоднократно предприняты военные походы в Святую землю, но они не включаются историками в список крестовых. Исследователи по-разному подводят итог крестовых походов. Есть мнение, что они помогли установить контакт между Востоком и Западом, способствовали восприятию христианами мусульманской культуры, помогли развитию и перенятию научных и технических знаний. Но другие историки утверждают, что крестовые походы были ни чем иным как проявлением религиозного фанатизма.