Традиция отмечать день рождения на работе появилась тогда, когда люди начали осознанно заниматься коллективным трудом. Конечно, в каждой компании все происходит по–своему, но хотя бы поздравлений и добрых пожеланий от коллег любой именинник получает множество. Если это не юбилей, а очередной ничем не выдающийся день рождения, по закону подлости опять выпавший на будний день, – отмечается он на работе и с минимальным отрывом от производства.

Стоит отметить, что для большинства сотрудников ритуал коллективного поздравления с днем рождения – это в первую очередь повод отвлечься от работы, потому долго организовывать людей на такое мероприятие не приходится. Тем более что после официальной части их всегда ждет традиционная «накрытая поляна» от именинника.

Меню полностью зависит от неписаных правил, принятых в каждом отдельном коллективе. Нельзя уверенно заявить, что алкоголь является обязательной составляющей любого праздничного стола, хотя существует достаточное количество старых организаций, переживших советские и постсоветские времена, где именинник в день рождения приносит на работу как минимум «полбанки», а это 1,5 литра! Конечно, во избежание нештатных ситуаций распитие таких объемов горячительных напитков лучше отложить на вечернее время и «вывести» праздник за пределы организации. Ну а «50 капель» шампанского прекрасно сочетаются со сладостями, кроме того, поднимают жизненный тонус и значительно повышают работоспособность, а потому организовать «сладкий» стол – довольно простой и безобидный способ «проставиться».

Время для поздравлений везде выбирают по–разному. Если день рождения сотрудника принято отмечать за столом в кабинете, на кухне или в банкетном зале – праздник обычно начинается в конце рабочего дня. Тогда у коллектива есть два–три часа, чтобы выпить, закусить и наметить «план дальнейших действий». Если предпочтение отдается тортам и пирожным – чаепитие лучше всего организовать во время законного обеда. В таком случае риск навлечь на себя немилость начальства за нецелевое использование рабочего времени у организатора и виновника торжества минимальный. Кроме того, не окажется так, что именинник, не ведая о грядущих поздравлениях в стиле «Сюрприз!», уже отпросился и ушел домой, чтобы успеть получить поздравления от друзей и близких.

Возможны два варианта развития событий. Первый, самый простой и распространенный, – поздравления во время обеденного перерыва. Здесь все предельно просто – за несколько минут до обеда коллектив собирается в дружную и целеустремленную толпу, которая делегирует самого смелого и остроумного на вручение подарка и зачитывание поздравлений. После чего, собственно, все отправляются обедать и про именинника благополучно забывают.

Второй вариант гораздо сложнее и изощреннее. Поздравления начинают звучать с первой минуты рабочего дня, а кульминация праздничного действа, то есть вручение подарка, происходит только после обеда. Для ощущения праздника необходимо создать праздничную атмосферу, то есть декорировать помещение. Причем украсить рабочее место именинника желательно за несколько минут до появления виновника торжества. Стоит отметить, что поздравления в стиле «Сюрприз!» уместны только в момент появления именинника на работе – это окажется приятной неожиданностью и обязательно поднимет настроение всему коллективу. Кроме того, после официальных устных поздравлений можно объявить время, место и обстоятельства, при которых будут вручаться подарки. Если виновник торжества намерен устроить отдельный банкет после работы – удобнее момента, чтобы объявить об этом во всеуслышание, не найти.